УралБизнесКонсалтинг, Екатеринбург,
8 июня 2016 г.
Тарифы ОСАГО: Рост неизбежен? 476 просмотров
Сохранение текущих тенденций на рынке ОСАГО приведет к существенным финансовым потерям автостраховщиков, возможным отказам от работы в данном сегменте и к необходимости очередного повышения тарифов. К такому выводу пришли эксперты Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА).
Напомним, за последние два года условия страхования обязательной автогражданской ответственности менялись дважды: в октябре 2014 года и апреле 2015 года. Были существенно увеличены лимиты по страховым случаям, что сопровождалось ростом тарифов. В результате средняя страховая премия по договорам почти удвоилась. Количество заключаемых договоров при этом сокращается, что АКРА связывает с уменьшением доходов населения в результате экономического спада.
Средний убыток в расчете на один страховой случай быстро растет. Одной из причин тому АКРА считает повышение лимитов в результате изменения условий страхования в октябре 2014 и апреле 2015 года. Кроме того, средний убыток увеличивается в результате инфляционного роста стоимости запчастей и работ, а также ввиду деятельности автоюристов. По оценке экспертов, совокупный эффект от роста лимитов составил около 40%. Под воздействием прочих факторов средний убыток в период с III квартала 2015 года по I квартал 2016 года ежеквартально возрастал на 4,3%. По договорам, заключенным в I квартале текущего года, убыточность оценивается в 78%.
При сохранении текущей динамики средний убыток по договорам, которые будут заключены в I квартале 2017 года, составит 80 тыс. рублей, считают аналитики. При этом уровень убыточности по сегменту достигнет 94%.
По мнению АКРА, данный прогноз, подразумевающий рост среднего убытка на 4,3% за квартал, обладает достаточно высокой степенью вероятности по ряду причин.
Так, может продолжить развиваться деятельность автоюристов. Эффективных инструментов для их сдерживания в арсенале страховых компаний на текущий момент нет. Скачок курса рубля после девальвации 2015 года, по оценке экспертов, все еще не полностью учтен в стоимости запчастей. Присутствует риск того, что расширение страхового покрытия в части вреда жизни и здоровью пока не отражено в статистике выплат в связи с длительным периодом урегулирования таких убытков. Кроме того, подобные убытки могут быть привлекательными для автоюристов.
Приходящиеся на сегмент ОСАГО операционные затраты компаний, включая расходы на заключение договоров, урегулирование убытков и административно-хозяйственную деятельность, аналитики оценивают в 20-30% премии. Указанный показатель не включает судебные штрафы и неустойки, отражаемые компаниями как прочие расходы. Если эти расходы сохранятся на уровне2015 года, то они составят около 4% страховой премии.
«Таким образом, оценка комбинированного коэффициента по договорам, заключенным в I квартале 2016 года, составляет 102-112%. При ожидаемом росте убыточности комбинированный коэффициент по договорам, которые будут заключены в I квартале 2017 года, превысит 118%,даже если исходить из оптимистичной оценки коэффициента расходов. По нашему мнению, очередное повышение тарифов в этом случае будет неизбежным», — считает АКРА.
Другая проблема рынка заключается в неравномерности распределения убыточности по регионам. Компании, в портфеле которых убыточные регионы имеют больший вес, по-видимому, уже находятся «в минусе» по финансовым результатам деятельности в сегменте ОСАГО. По мнению экспертов, возможный уход этих компаний из данного сегмента представляет серьезную угрозу стабильности всей системы ОСАГО.
Среди инициатив, способных стабилизировать ситуацию в сегменте, аналитики выделяют следующие: единый агент РСА; урегулирование убытков в натуральной форме; взаимодействие РСА и судебных инстанций с целью упорядочения правоприменения на рынке ОСАГО.
«Единый агент РСА призван не только повысить доступность страховой услуги для населения проблемных регионов, но и способствовать равномерному распределению убытка между компаниями. В отличие от электронного полиса, продажи при посредничестве единого агента будут обязательными для страховых компаний, что позволит довольно эффективно решить наиболее острые и требующие срочных мер проблемы рынка», — считают эксперты.
АКРА также позитивно оценивает взаимодействие РСА с судебными инстанциями и инициативы по урегулированию убытков в натуральной форме.
«Выплаты в натуральной форме, на наш взгляд, могут стать эффективным средством для сокращения мошенничества. Упорядочение правоприменения и приведение компаниями процесса урегулирования убытков в соответствие с требованиями судов ограничит доходы автоюристов и размер штрафных санкций, налагаемых на страховщиков», — говорят эксперты.
В долгосрочной перспективе перед регулятором встанет выбор между постоянной тонкой настройкой регулятивных норм и курсом на либерализацию тарифов. Выбор второго варианта представляется аналитикам предпочтительным. Сопутствующие риски могут эффективно управляться посредством ужесточения требований к финансовой устойчивости компаний — участников рынка ОСАГО и ограничения долей отдельных компаний по регионам России.
«Сейчас растущая убыточность в сегменте ОСАГО оказывает серьезное давление на оценки кредитного профиля автостраховщиков. Сохранение текущих тенденций приведет к существенным финансовым потерям компаний. Однако в случае успешной реализации описанных выше инициатив это давление может ощутимо уменьшиться или даже полностью исчезнуть. Наибольшее влияние эти инициативы окажут на кредитные профили компаний, в страховом портфеле которых значительное место занимают договоры ОСАГО проблемных регионов», — заключили эксперты АКРА.
Вся пресса за 8 июня 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|